» » За сколько дней Бог создал мир

За сколько дней Бог создал мир

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ БОГ СОЗДАЛ МИР ЗА ШЕСТЬ ДНЕЙ?

Почему это важно?

Допустим, что дни Творения - никакие не дни, а "геологические эпохи" длиною в миллионы лет. В этом случае Благая Весть лишается своего основания, поскольку выходит, что смерть, болезни, муки и страдания существовали еще до грехопадения. Более того, отсюда следует, что Слово Божье можно толковать, исходя из людских мнений, а такой подход к Священному Писанию, безусловно, ошибочен.

Попробуйте прочесть первую главу Книги Бытия непредвзято, отбросив прочь все, что вы слышали о возможном значении слова "день" в этом контексте, просто впустите Слово Божье в свое сердце.

О чем же расскажет нам первая глава Бытия, если принять ее буквально? О том, что Бог создал Вселенную, Землю, Солнце, Луну, планеты, растения, животных и двух первых людей, мужчину и женщину, за шесть обыкновенных дней (каждый из которых был равен приблизительно 24 часам). Положа руку на сердце, вы сможете признать: за все время чтения у вас не было ни малейшей причины заподозрить, что речь идет о миллионах лет!

Однако в современном западном мире большинство христиан (включая и деятелей христианства) вовсе не уверено в том, что дни Творения - это обычные дни; напротив, многие считают, что на самом деле это долгие эпохи - миллионы и миллиарды лет.

Как Бог общается с миром?

Бог общается с нами посредством языка. Создав Адама, Бог сразу "вложил" в него язык - и общение человека с Творцом стало возможным. Человеческий язык состоит из слов, используемых в контексте; контекст же охватывает всю реальность мира.

Таким образом, Бог явил человеку мир, и человек способен к общению с Богом, поскольку слова имеют значение и передают идеи, которые могут быть поняты. Будь это не так, как бы мы могли общаться друг с другом и с Богом - или Он с нами?

Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых (Псалом 118:130).

Откуда появилась идея "долгих эпох"?

Послание к Римлянам, 3:4: "...Бог верен, а всякий человек лжив..."

Во всех случаях, когда человек воспринимает дни Творения не как обычные дни, а как нечто другое, он вырывает слова Священного Писания из их контекста, нарушая необходимое условие адекватного общения. Такой человек поддается влиянию идей, чей источник - вне Библии. Читая слова Священного Писания, он заново толкует их, исходя из собственных предубеждений, и тем самым создает прецедент. В конечном итоге это приведет к сбою в коммуникации, ибо одни и те же слова в одном и том же контексте будут восприниматься разными людьми по-разному!

Отцы церкви. Большинство Отцов церкви понимало дни Творения как обычные дни.1 Правда, некоторые из ранних Отцов учили иначе - но на них оказала влияние греческая философия, и потому они толковали слово "день" как аллегорию. По их логике, "дни Творения" были связаны в первую очередь с деятельностью Бога, а поскольку Бог - вне времени, то и "дни" нельзя относить к обычному, человеческому времени.2 В отличие от современных "искателей аллегорий", они не могли поверить, что Бог творил целых шесть дней.

Таким образом, источник понимания слова "день" не в его буквальном смысле находится не в Библии, а вне ее!

Этот подход повлиял на толкование Священного Писания вплоть до нашего времени. Но вот что говорил отец Реформации - Мартин Лютер:

"Дни Творения были по продолжительности самыми обычными днями. Мы должны понимать, что, вопреки мнению Святых Отцов, это действительно были дни. Всякий раз, видя, что мнения Отцов расходятся с Писанием, мы должны почтительно склонять перед ними голову - но не поступаться ради них авторитетом Священного Писания".3

Современные деятели церкви. В наши дни многие деятели церкви не считают дни Творения обычными днями. Но, проследив их логику, мы неизменно обнаруживаем, что в ее основе лежат "небиблейские причины (в особенности убеждение, что Вселенной - миллиарды лет).

Снова и снова, открывая первую главу Бытия, они признают, что она говорит о шести обычных днях. Но тут же добавляют, что этого не может быть - по причине возраста Вселенной, или по каким-то другим причинам, тоже лежащим вне Библии!

Вот некоторые весьма показательные высказывания исследователей Библии, не считающих дни Творения обычными днями: "Из поверхностного чтения первой главы Бытия может создаться впечатление, что весь процесс Творения произошел за шесть дней длительностью по двадцать четыре часа каждый... но это противоречит современной науке, ясно показавшей, что планета Земля была создана несколько миллиардов лет назад..."4

"...мы показали, что Бог мог создать Землю и жизнь на ней за долгие периоды, называемые днями Творения. В свете очевидного возраста Земли это не только возможно, но и весьма вероятно".5

Первая глава Бытия, если читать ее непредвзято, учит, что дни Творения - это обычные дни.

и произнесу гадания из древности. Открою уста мои в притчеПс 77 2

; изреку сокровенное от создания мира. отверзу в притчах уста МоиМф 13 35 да сбудется реченное через пророка, который говорит:

Исход 12:37-39 «И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое. И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не вскисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе на дорогу».

16. Сколько заповедей дал Господь Израильскому народу?

10

Исход 20:1-17 «И изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; (1) да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. (2) Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. (3) Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. (4) Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. (5) Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. (6) Не убивай. (7) Не прелюбодействуй. (8) Не кради. (9) Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (10) Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

17. Сколько псалмов находится в книге Псалтирь

150

Убедиться в этом можно, обратившись к книге Псалмов.

18. Какая глава книги пророка Исаии пророчествует о распятом Мессии??

53-я глава

Исаия 53 «Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.

Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.

Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.

Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем».

19. Сколько книг составляет Ветхий Завет?

39

Бытие /Исход /Левит/Числа/Второзаконие/Иисус Навин/Книга Судей/Руфь/ 1-я Царств/ 2-я Царств/ 3-я Царств 4-я Царств 1-я Паралипоменон 2-я Паралипоменон Ездра Неемия Есфирь Иов Псалтить Притчи       Екклесиаст Песни Песней Исаия Иеремия Плач Иеремии Иезекииль Даниил Осия Иоиль Амос Авдия Иона Михей Наум Аввакум Софония Аггей Захария Малахия

20. Автором скольких книг является Моисей?

5 книг

Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.

1. Как звали первого человека?

Адам

Бытие 2:7, 21-25 «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою... И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».

2. Кто был проглочен огромной рыбой?

Иона

Иона 2:1 «И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи».

Подробнее познакомиться с книгой Пророка Ионы.

3. Кого Бог использовал для того, чтобы вывести Свой народ из Египта?

Моисея

Исход 3:1-10 «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога. И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев. И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне. Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых».

4. Как звали человека, который убил гиганта Голиафа? Давид

Эта история описана в 1 Царств 17 главе: 1 Царств 17:4, 48-51 «И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он - шести локтей и пяди... Когда Филистимлянин поднялся и стал подходить и приближаться навстречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину. И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю. Так одолел Давид Филистимлянина пращею и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида. Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсек им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали».

Вера сама по себе не избавляет от угрозы попасть в ад, но она дает человеку реальную возможность изменить себя, примириться с Господом Богом, достичь спасения и вселиться в вечные обители Царства Небесного. Биологическая (физическая) смерть человека – это не конец всему, а лишь конец земной жизни, которая дана нам Богом для исправления и испытания.

С концом земной жизни приходит новое вечное положение души человека (а после всеобщего воскресения и всего человека). Это положение бывает или вечно блаженным, или вечно мучительным. Выбор одного из двух этих положений каждый человек производит для себя сам.

По Библии: «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так».

«И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его».

День 4 от сотворения мира

Оригинальный текст (англ.)  

With the scriptures it is a matter of treating about the faith. For that reason, as I have noted repeatedly, if anyone, not understanding the mode of divine eloquence, should find something about these matters [about the physical universe] in our books, or hear of the same from those books, of such a kind that it seems to be at variance with the perceptions of his own rational faculties, let him believe that these other things are in no way necessary to the admonitions or accounts or predictions of the scriptures. In short, it must be said that our authors knew the truth about the nature of the skies, but it was not the intention of the Spirit of God, who spoke through them, to teach men anything that would not be of use to them for their salvation.

Августин теологически обосновывает, что Бог сотворил Вселенную в один миг, а шесть дней первой главы книги Бытия являются не описанием временной продолжительности творения, а лишь формой изложения для читателя. Августин также не рассматривает первородный грех в качестве причины структурных изменений во Вселенной и появления смерти в мире животных. Он даже предполагает, что организм Адама и Евы был создан смертным ещё до грехопадения (и если бы они не согрешили, то обрели бы духовные тела и вечную жизнь)[33]. В связи с вышесказанным верующие сторонники эволюционизма находят идеи Августина достаточно актуальными и в наше время.

В результате научных исследований возраста и происхождения Вселенной (13 млрд лет) и жизни (3,8 млрд лет) многие современные христианские теологи отказались от буквального толкования истории творения книги Бытия в пользу аллегорической или поэтической интерпретаций как, например, литературно-структурный взгляд. Диаметрально противоположной позиции придерживаются сторонники так называемого «научного» креационизма, целью деятельности которых является популяризация идеи, что библейские тексты о творении следует понимать буквально, и что наука свидетельствует в пользу этого.

Научным креационизмом называется одно из направлений в креационизме, стремящееся предоставить научную поддержку буквальной интерпретации истории творения, изображённой в Библии, и опровергнуть основные общепринятые научные факты, теории и парадигмы в отношении истории Земли, космологии и биологической эволюции, которые сторонники этого направления рассматривают противоречащими утверждениям Библии[37][38]. Это одна из наиболее активных групп христианских фундаменталистов, развивающаяся в США и получающая некоторое распространение в других странах, которая стремится доказать абсолютную библейскую безошибочность во всех вопросах и аннулировать научные доказательства эволюции[39].

Основными постулатами научного креационизма являются следующие:

  • вера в творение из ничего; утверждение, что Земля была создана не ранее 10000 лет назад (в случае младоземельного креационизма);
  • вера в то, что человечество и другие формы жизни были созданы как стационарные, неизменные виды;
  • гипотеза о том, что окаменелости, найденные в различных геологических слоях Земли, были отложены туда в процессе Великого Потопа, который совершенно покрывал всю Землю[40].

Как следствие, научный креационизм пытается опровергнуть также геологические и астрофизические данные в отношении возраста и истории Земли и Вселенной, которые не совпадают с буквальной трактовкой библейских текстов[39].

Научный креационизм фактически единодушно признаётся «религиозным» и «псевдонаучным», а не «научным» учением в академических кругах, поскольку ему не хватает эмпирических данных, он не предоставляет экспериментальныхгипотез и намеренно описывает историю природы с точки зрения непроверяемых сверхъестественных причин[41][42].

Научный креационизм получает поддержку преимущественно в среде протестантских фундаменталистов, хотя иногда его берут на вооружение и используют фундаменталисты других религиозных конфессий.

Среди христиан, признающих эволюционное развитие мира, достаточно распространено убеждение, что библейские тексты являются изложением богословских идей на языке людей древнего мира, и потому не содержат современных научных данных. К примеру, католический богослов Людвиг Отт (Ludwig Ott) в «Основах католической догматики» (Fundamentals of Catholic Dogma) в разделе «Божественное дело творения» (The Divine Work of Creation) (стр. 92-122) рассматривает «библейский шестоднев», создание человека, первородный грех, изгнание из рая и заявления Отцов Церкви, святых, церковных соборов и Римских Пап по поводу данных вопросов. Отт делает следующие комментарии о «науке» Бытия и Отцов:

«…Поскольку агиографы в светских вопросах используют популярную, то есть ненаучную форму изложения, подходящую для психического восприятия их времени, здесь возможно более либеральное истолкование. Церковь не даёт безусловных определений в отношении исключительно научных вопросов, но ограждает себя от ошибок, которые ставят под угрозу веру. Кроме того, в этих научных вопросах не имеется консенсуса Отцов, поскольку они в этих вопросах выступают не в качестве свидетелей веры, а просто как частные учёные… Так как выводы рассуждений и сверхъестественное знание Отцов проитекают из одного и того же источника, то есть Бога, никогда не может быть действительных противоречий между надёжными открытиями светских наук и верно понятого Слова Бога»

.

Оригинальный текст (англ.)  

...as the hagiographers in profane things make use of a popular, that is, a non-scientific form of exposition suitable to the mental perception of their times, a more liberal interpretation, is possible here. The Church gives no positive decisions in regard to purely scientific questions, but limits itself to rejecting errors which endanger faith. Further, in these scientific matters there is no virtue in a consensus of the Fathers since they are not here acting as witnesses of the Faith, but merely as private scientists... Since the findings of reason and the supernatural knowledge of Faith go back to the same source, namely to God, there can never be a real contradiction between the certain discoveries of the profane sciences and the Word of God properly understood.

«Поскольку Священный Писатель не имеет намерения представлять с научной точностью действительное устройство вещей и последовательность работы творения, но передаёт знания в популярной форме, соответствующей языку и преднаучному развитию его времени, сообщение не должно расцениваться или измеряться, как если бы было выражено на языке, который является строго научным… Библейское сообщение о продолжительности или последовательности творения — только литературная форма изложения религиозных истин о том, что весь мир был вызван к бытию творческим словом Бога. Священный Писатель использовал для этой цели преднаучную картину Вселенной, существовавшую в его время. Исчисление шести дней творения понятно как

Творческое повеление Божие, конечно, образует эти виды тварей из стихий земных; но как везде, так и здесь, даже здесь больше, чем в предыдущих случаях. Ему, а не стихиям вещественным, принадлежит образовательная сила: потому что, с образованием животных, в природу вводится новое, высшее начало жизни, являются одушевленные, произвольно движущиеся и чувствующие существа.

Даруя новосозданным тварям благословение размножаться, Бог как бы обращает в собственность их ту силу, чрез которую они получили бытие свое, т. е. дает им способность производить от себя новые существа, каждый по роду своему.

Подробнее творческое действие пятого дня можно представить себе предположительно в следующем виде:

Небо украшалось светилами, на земле развивалась исполинская растительность, но не было еще на земле живых существ, которые могли бы наслаждаться дарами природы. Для их существования не было еще надлежащих условий, т. к. воздух был насыщен вредными испарениями, которые могли способствовать лишь царству растительному. Атмосфера содержала в себе еще столько посторонних примесей, и по преимуществу угольной кислоты, что еще невозможно было существование животной жизни. Нужно было очистить атмосферу от вредных для жизни примесей. Задачу эту и исполнила гигантская растительность под влиянием заблиставшего в четвертый день солнца. Угольная кислота составляет один из существеннейших элементов растительной жизни, и так как ею была насыщена атмосфера, то созданная растительность быстро и грандиозно стала развиваться, поглощая угольную кислоту и очищая от нее атмосферу. Громаднейшие каменноугольные залежи суть не что иное, как та же атмосферическая угольная кислота, превращенная процессом растительности в твердое тело. Так совершилось очищение атмосферы и, когда подготовились условия для существования животной жизни, она не замедлила явиться в силу нового творческого акта.

«И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею по тверди небесной». В силу этого Божественного веления совершился новый творческий акт, не просто образовательный, как в предыдущее дни, а в полном смысле творческий, каким был и первый акт творения первобытного вещества - из ничего.

Тут создавалась «душа живая», вводилось нечто такое, чего не было в существующем первобытном веществе, и действительно, бытописатель здесь во второй раз употребляет глагол бара - творить из ничего. «И сотворил Бог рыб больших, и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую, по роду ее».

Новейшие геологические исследования разъясняют и дополняют это краткое повествование бытописателя.

Спускаясь в глубь земных наслоений, геологи достигают такого слоя, в котором впервые появляется «душа живая». Этот слой, следовательно, колыбель животной жизни, и в нем встречаются простейшие животные организмы.

Самая древняя «душа живая», какая только известна геологии, есть, так называемый, Эозоон канадский, найденный в самых нижних наслоениях, так называемого, Лаврентийского периода. Затем появляются кораллы и инфузории, а также ракообразные организмы различных пород, а еще выше выступают исполины пресмыкающиеся чудовища и ящерицы. Из них особенно известны ихтиозавр, гилеозавр, плезиозавр и птеродактиль. Все они поражают своими исполинскими размерами.

Ихтиозавр имел до 40 футов длины, с видом ящерицы, с головой дельфина, с зубами крокодила и хвост снабжен кожистым рыбьим плавником. Гилеозавр имел до трех саженей в рост и представлял страшный вид ящерицы. Плезиозавр имел вид гигантской черепахи с длинною шеею в 20 футов, с маленькой змеиной головой и жалом в 6 футов длины. Птеродактиль - был как бы летающий дракон, с крыльями, длинной головой, крокодиловыми зубами и тигровыми когтями, - вообще похожий на летучую мышь, но огромных размеров. Некоторые из этих чудовищ встречаются еще и теперь, но только теперешние представители их - ничтожные карлики в сравнении со своими предками. Так ослабла производительная сила стареющей земли!

«И увидел Бог, что это хорошо! И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь и наполняйте воду в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечерь, и было утро: день пятый».

Современной палеонтологии известны находки и еще более архаичного человека, т.н. Гомо хабилис («человек умелый»), обитавшего в Африке 2,5–1,5 млн. лет назад. Этот человек уже изготавливал однотипные орудия из камня, костей животных, дерева, строил круглые хижины. Рост этих людей составлял 120–150 см, масса их была около 50 кг. Стопа этого древнего обитателя Земли свидетельствует о прямохождении, а кисть руки – о сильной и точной хватке.

Но наиболее древними представителями человеческого рода многие исследователи считают австралопитеков, так называемых южных обезьян. Они жили в Африке около 4 млн. лет назад.

Вот о том, обезьяны австралопитеки или люди, еще можно спорить. Точно известно, что австралопитеки изготавливали простые каменные орудия, активно пользовались орудиями из подправленной резцом кости и дерева, ходили на задних конечностях, сохраняя вертикальное положение тела. Значит, это люди?

Другие же говорят, что это просто самая высокоразвитая обезьяна. Многие ученые считают, что от австралопитека произошли известные сегодня человекообразные обезьяны – гориллы и шимпанзе, которые носят на себе следы явного вырождения и деградации древнего австралопитека.

Как мы можем узнать, о чем думал, о чем мечтал, во что верил древний человек, если сегодня нам доступны лишь некоторые следы материальной культуры, оставшейся после него?.. Ни документов, ни надписей от того времени не сохранилось… Однако нам может помочь исследование сегодняшних примитивных племен, живущих в Австралии, Африке. Эти племена, не знающие ни гончарного искусства, ни выплавки металла, не знающие земледелия и скотоводства, являют нам уровень жителей верхнепалеолитического времени. Ряд ученых предполагает, что современные примитивные племена даже менее развиты, чем древние, ибо те шли наперекор природе, «приручали» огонь, учились обрабатывать землю и одомашнивали животных, а многие племена нынешних аборигенов не только не делают этого, но даже игнорируют пришельцев из цивилизации, приносящих им элементы более развитой культуры.

Палеонтология не знает, почему вдруг из животного мира выделился род человека. Обычно это связывают с резким похолоданием на Земле, случившимся около 3,5 млн. лет назад. Тогда тропические леса сменились в Африке засухоустойчивой саванной и некоторые высшие обезьяны, приспосабливаясь к жизни в высокой густой траве, встали на задние конечности. Но эта гипотеза ничего не объясняет. Почему у других животных в результате смены климата утончалось обоняние, развивались способности к быстрому бегу, у жирафа вытягивалась шея – а человек пошел по иному пути, по пути увеличения мозга, отказываясь от быстроты, силы, острых клыков и зубов? В случае с человеком произошло нечто прямо противоположное тому, что произошло с животными. Не человек стал приспосабливаться к среде, но он стал среду приспосабливать к себе.

Можно даже сказать и другое. Когда мы говорим о развитии человека, мы забываем, что это «развитие» с нашей точки зрения, с точки же зрения природной – это деградация. Деградация потому, что, с точки зрения естественной, человек становится все менее приспособленным для жизни в дикой природе. Но вдруг оказывается, что эта деградация становится новым и уникальным направлением развития, ибо теперь человек начинает развиваться так, что он может все больше и больше пренебрегать природой, диктовать ей свои условия. Вдруг он начинает изменять среду своего обитания, делать ее для себя все более удобной и комфортной.

Чтобы просто жить в джунглях, интеллекта не нужно, но чтобы построить шалаш, возжечь огонь или обтесать зубило, безусловно, нужен творческий интеллект, и если это есть, мы смело можем сказать, что перед нами человек.

Ученые говорят, что первые каменные орудия изготавливал уже австралопитек[87], и произошло это примерно 2,5 млн. лет назад. Напомним, что прямохождение насчитывает 4 млн. лет. И вот здесь важно сделать одно существенное утверждение.

Не следует думать, будто примитивность первых орудий человека свидетельствует о примитивности его разумности. На протяжении всей истории мы видим совершенствование технического уровня человека, скажем так, совершенствование «средств подчинения внешнего мира человеку» (А. Зубов). И здесь, конечно, некое поступательное движение заметно. Неандерталец примитивней земледельца неолита, тот примитивней афинянина эпохи Перикла, а афинянин примитивней европейца XX века. Однако эта линия поступательного совершенствования не параллельна духовному развитию человека. Верхнепалеолитическая живопись нисколько не примитивней современной живописи – и по духовному смыслу, вложенному в рисунок, и по символике, и проч. Так же и роспись керамики, которой 6 тысяч лет, не уступает современным образцам. Техника, мастерство рисунка – да, подчас уступает современным, но не смысл, не насыщенность информацией или эмоциями. Так же Псалмы Давида или «Песнь Песней», философия Платона и Аристотеля, статуи Фидия, умозрения Упанишад не только не уступают современным произведениям любовной поэзии, философии или скульптуры, но превосходят их… И это потому, что область культурного, то есть сфера проявлений человеческого духа, не развивается, а пребывает. И время от времени то здесь, то там достигает исчерпывающего самовыражения в красоте и гармонии. Отсюда можно заключить, что человеческий дух –не нечто эволюционирующее вместе со средой, но нечто постоянное, пребывающее в человеке одинаково во все времена его существования. «Именно поэтому разумность культуры можно выводить из уровня цивилизационного развития общества не в большей степени, чем духовную красоту человека из его способности собрать телевизор или построить прочный каменный дом» (А. Зубов).

Так же, как и современный человек, древний человек ставил перед собой вопросы: откуда он, зачем живет, как жить в единстве с вечностью

Безусловно, изучение религии древних народов требует огромного труда. Если это трудно сделать даже на материале исчезнувших, но оставивших нам источники цивилизаций, то тем более это сложно сделать, когда о народе мы знаем мало, когда все, что нам осталось, – это пепел костра, кости, черепки… На основании этого некоторые ученые предположили, что древнейший человек был безрелигиозен. Но это поспешный и совершенно непрофессиональный вывод, простительный только тем, кто науку подчинял идеологии (например, атеистической). Современные ученые считают, что древний человек былрелигиозен!

Все время от появления первых каменных орудий и до выхода на сцену мироздания Homo sapiens, «человека разумного», принято называть нижним древним каменным веком, или нижним палеолитом.

Наиболее полные комплексы, связанные с человеком нижнего палеолита, обнаружены в Африке в Олдувайском ущелье. Стоянка эта датируется 1,9 млн. лет назад. Здесь обнаружены остатки круглой хижины (круг из камней и многочисленные останки съеденных животных внутри круга). Вероятно, хижина была похожа на шатер. На ветки наваливалась солома или хворост. Там же, на стоянке, обнаружены метательные каменные шары, орудия из камня. Места стоянок были выбраны очень удобно. Рядом было озеро со свежим притоком воды, водилось много животных. Поразительно, но оказалось, что найденные орудия, сделанные из вулканической лавы, изготавливались не в Олдувае, но в горах, километрах в 15 от поселения, и затем приносились в ущелье, что может свидетельствовать о навыке обмена товарами. Олдувайские жители, безусловно, были разумными существами, но прямых доказательств религиозности этих людей нет. Однако ученых, занимавшихся раскопками, привлек один факт. Из найденных костных останков более всего было найдено черепов или их фрагментов. Но где другие части скелетов?.. И почему черепа найдены на стоянке? Маловероятно, что древние люди бросали умерших сородичей в двух шагах от жилищ. Это вызвало бы болезни, посещение стоянок нежелательными хищными животными… Значит, скорее всего, черепа были принесены на стоянку. Они сохранялись как некие реликвии. Но если это так, то какие-то религиозные представления этим людям свойственны были.

Замечательные находки были сделаны в 1927–1937 годах, в пятидесяти километрах от Пекина, в известковых пещерах. Скорее всего, обитатели пещер жили в одну из межледниковых эпох – около 500 тыс. лет назад, но, может быть, и позже, около 360 тыс. лет назад. В пещерах были найдены остатки пиршественной трапезы, кости многих животных: слонов, носорогов, оленей, дикобразов. Недалеко от пещер были обнаружены и захоронения самих синантропов. Всего обнаружили останки 40 особей. Исследование черепов показало, что объем мозга синантропа достигал 1075 кубических сантиметров (у человека из Олдувая – 725 куб. см., у современного человека – 1400). Точные исследования последних лет показали, что в мозгу этих синантропов были развиты так называемые поля Рока и Вернике, центры, контролирующие речевую деятельность (над этими полями в черепе современного человека есть выпуклости; такие же выпуклости есть и на обнаруженных черепах синантропов). Значит, эти древние люди уже не ограничивались рычанием и нечленораздельными звуками – они говорили. Кроме того, обитатели пещер (пещеры Чжоукоудянские) изготавливали орудия из прочнейшего кварца, делали чаши из черепов копытных.

Но была и еще одна находка-открытие, которая потрясла археологов. В одной из пещер толщина слоя золы достигала шести метров. А это значит, что люди того времени владели огнем. Они его добывали, берегли и не боялись… Огня не боялись уже полмиллиона лет назад, а ряд находок кострищ датируется учеными и миллионом и даже более лет. В Кении обнаружен участок обугленного костром грунта, которому 2,5 млн. лет. Если датировка кострища верна, то возможно, что его огонь согревал австралопитека и нам по-новому следует взглянуть на сознание и этого древнего существа.

Согреваемый огнем, заботящийся об огне древний человек, безусловно, не мог не думать о чем-то более возвышенном, чем прожаренный кусок мяса. Может быть, огонь воспринимался как божество или часть божества. Во всяком случае, многие примитивные народы считают так и поныне.

Ученых ожидало и еще одно замечательное открытие, позволяющее заглянуть в мир древних синантропов. Так, большая часть обнаруженных останков синантропов находилась в кострище. И это были не какие-то кости, но преимущественно черепа или части черепов и всего несколько длинных костей конечностей. Как они могли попасть в костер? Европейские ученые, предполагающие в древнем человеке преимущественное большинство звериных, дочеловеческих инстинктов, сразу объявили находку свидетельством каннибализма древних людей. Китайский ученый Пэй Вэньчжун справедливо возразил: почему же тогда практически нет иных костей, более «аппетитных»?.. Кроме того, не удалось найти двух верхних позвонков, которыми череп крепится к позвоночнику. У человека, голову которого отрубают

Наверх