» » Законы природы Законы Бога

Законы природы Законы Бога

Законы природы — Законы жизни


Коперник утверждал в 1543 г, в центре вселенной находится солнце, а не земля. Это было, наверное, очень важным открытием, но истина о том, что наша планета не была центром вселенной, существовала уже — начиная с начала бытия.

А если ответить по-другому? Может быть, законы природы "не сотворены" никем? Что если они исподволь формировались на протяжении многих миллионов лет? Мы знаем, что природа претерпевает эволюцию. Живые организмы приспосабливаются к окружающему их миру и соответственно меняются. Возможно, подобная эволюция происходит и в космосе. Элементарные частицы (протоны, электроны, нейтрино и иже с ними) каким-то образом "приспосабливаются" друг к другу. Возникают определенные "правила общежития" данных частиц. Некоторые правила забываются, некоторые усваиваются все четче — они и становятся "законами природы". Так, например, считает биолог Руперт Шелдрейк. Впрочем, он уже давно заклеймен как представитель псевдонауки, придумавший теорию "морфогенетических (формообразующих) полей".

Подобные идеи впрямь противоречат знаниям, накопленным астрофизикой. Свет отдаленных галактик доносит до нас вести о том, какие законы действовали вскоре после "сотворения мира". Спектральные линии световых лучей свидетельствуют, что звезды в ту эпоху подчинялись тем же законам, что и сейчас.

От веры в высший разум до высшей математики

Для древних греков не существовало законов природы. В их представлении Природа вела себя так же хаотично, как человеческое общество. Отдельные атомы, — им соответствовали греческие города-государства, — блуждали, сталкивались друг с другом, на короткое время соединялись, а потом их непрочные союзы вновь распадались.

Как следствие, античным ученым удалось открыть, пожалуй, лишь три физических закономерности, которые заслуживают названия "законов природы": закон рычага, закон отражения света Евклида и, наконец, знаменитый закон Архимеда ("На всякое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила..."). Впрочем, ни Архимед, ни другие ученые того времени не называли эти воззрения "законами", а говорили, как и в математике, о "принципах", "аксиомах" и "теоремах". Со времен Пифагора считалось, что в основе миропорядка лежит некая математическая гармония. Во всяком сложном естестве имеется своя простая логика. Так образ "принципов", правящих миром, стал изначально складываться из математических элементов — цифр и операций над ними.

Вообще же лишь в средневековой Европе человек задумался о том, что в природе действуют свои неумолимые законы. Да и как было не думать об этом? Ведь мир пребывал во власти строгого Бога, ревностно следившего за тем, как соблюдаются его заповеди-законы. Для Августина Блаженного они были чем-то вроде привычки Господа творить то, а не иное, — привычки, которой Он в любой момент мог изменить, дабы явить желанное чудо.

Законы лишь на какой-то миг (что сотни или тысячи лет перед вечностью, как не одно мгновение?) ограничивали всемогущую волю Господа, но вовсе не отменяли ее. Законы, насажденные Творцом, постижимы, а чудеса, как всякое исключение, лишь подтверждают суровую правоту правил.

В эпоху Возрождения религия и естествознание были все так же тесно переплетены друг с другом. Враждебные отношения ученых и богословов не стоит переоценивать. Науку и веру сплачивала глубокая, внутренняя общность. Их плодотворная связь не утрачивается и в дальнейшем. Так, Ньютон был истово верующим человеком, а Лейбниц усматривал в законах природы непреложную волю Господню. Само их существование свидетельствовало, в какой гармонии живет мир и как прекрасно все, что творит Бог. Верил в высший разум и Альберт Эйнштейн. Без этой веры вряд ли могла зародиться мысль о "формуле мироздания", описывающей все явления явления, что происходят в нашем мире.

Деятельность многочисленной плеяды ремесленников и инженеров эпохи Возрождения заставила людей Нового времени по-иному взглянуть на законы, данные Богом. Можно было не только подчиняться им, но и использовать их во благо себе, придумывая приборы, действующие по этим законам, вторгаясь в процессы, протекающие по этим законам, наконец, управляя самой природой, подчиняя ее себе, заставляя себе служить. Господь мог бы вмешаться в наш диалог с природой, лишая ее иногда возможности жить по закону, данному от века, и заставляя жить по закону Чуда Божьего. Но раз этого нарушения вековых правил не наблюдалось, новые поколения ученых решили, что Бог бездействует потому, что... Он умер, Его нет в природе, Он не от мира сего. Не допускавший все последние века исключения из правил мироздания, Бог был исключен из самого мироздания, как лишняя в нем сущность. Сухие строки формул заменили его. Но остается открытым вопрос: откуда мы знаем, что математический язык в точности — "один к одному" — отражает действительность? Уже сейчас для ее описания используются сложнейшие формулы, которые лежат на грани разумного. Что дальше?

Реалисты, конструктивисты и все-все-все

Гипотеза о существовании в природе неких законов оказалась настолько эффективной, что ученые продолжали ее придерживаться, даже когда предполагаемый творец законов — Бог — был упразднен. Изгнание Бога лишь осложнило вопрос происхождения законов. Вечно ли они существуют? А, может быть, их "вечно" придумывают? В спорах о сущности законов природы выделяется несколько партий.

• Реалисты, или платоники, полагают, что законы природы существуют независимо от наших формулировок и определений. Они реальны, как стулья, полемически писал в своей книге "Мечта о единстве Вселенной" нобелевский лауреат Стивен Вайнберг: "Я отстаиваю реальность законов природы... Если мы говорим, что какой-то предмет реален, то тем самым просто выражаем своего рода уважение к нему. Мы полагаем, что к данному предмету надо отнестись вполне серьезно, поскольку не в нашей власти всецело контролировать его, а значит, мы в какой-то мере сами можем испытать его влияние".

     Около трех тысяч лет назад св. пророк Моисей открыл тайну творения мира Богом. За эти минувшие тысячелетия идея творения получила основательное философское подтверждение. Авторитет ее весьма высок и в наше время среди многих величайших умов. Разве мог сам по себе человек той далекой эпохи, когда философская мысль человечества была крайне скудной, возвыситься до понятия о Боге, как Высшем Духовном Существе и Творце.

     Боговидец Моисей так описывает сотворение мира, чтобы это было понятным для всех людей и во все времена. Почему он не использовал в своем повествовании современные космологические представления? Космологическая картина мира постоянно усложняется. И те знания о мире, которыми располагает космология в наши дни, очень и очень упрощены (если даже не бесконечно упрощены) по сравнению с тем, каково, есть мироздание на самом деле. Поэтому, если бы Св. Библия изложила происхождение мира даже на уровне современных космологических понятий, такая информация тоже была бы далекой от абсолютной истины. Не следует забывать, что язык космологии, физики, математики и т.д. - это язык ограниченных человеческих понятий для описания с помощью чисел, формул, графиков, схем отдельных частей Вселенной. Бог же Своим всеведением знает все о Вселенной, и Он не нуждается ни в формулах, ни в графиках, ни в каких-либо других подобных средствах. Однако ум людей не способен вместить то, что принадлежит Божественному Разуму. Поскольку ум человека ограничен, ограничены и знания его о Вселенной. Сколько бы нового о мироздании люди ни узнавали, всегда перед ними будет океан еще не открытого.

     Весь материальный мир со всей его сложностью и многообразием есть нуль перед величием, красотой и святостью Божией. Поэтому Священное Писание и не стремится много сообщить нам о видимом мироздании. Самое главное о Вселенной: как она возникла и для чего существует - открыто в Св. Библии, ибо разрешить эти вопросы человеческий разум сам по себе не может. Другие же истины о мироздании человек способен узнавать с помощью своего разума. Зачем же тогда требовать, чтобы ответы на них содержались в Священном Писании? Если бы Св. Библия поставила целью удовлетворять любознательность человека в вопросе устройства Вселенной, то как бы ей это следовало сделать? Использовать математические формулы, выражать физические величины в метрах, секундах, килограммах и т. д.? Но ведь когда писалась Св. Библия, в человеческой практике не было этих единиц для измерения расстояния, времени, массы и т. д. Крайне скудные знания были в области математики. Только спустя тысячи лет после написания Св. Библии появились математический анализ, аналитическая геометрия, неэвклидова геометрия и другие направления в математике. Физика как наука только зарождалась в то время. Если бы, например, Моисей написал в Священном Писании, что расстояние от Земли до Солнца составляет 150 млн. километров, разве было бы это понятно людям той эпохи, да и в течение многих последующих столетий, поскольку такие понятия, как "миллион" и "километр", введены в человеческую практику спустя тысячелетия после написания Св. Библии?

     Ну, а если бы богодухновенный Моисей изложил космологические вопросы с помощью уравнений общей теории относительности, многие ли из читателей даже двадцатого века поняли бы их? И как бы на такое повествование смотрели читатели Библии в девятнадцатом веке... тысячу лет назад... в дни ее написания? Знания о мире расширяются по мере развития умственных способностей человека, в частности, его абстрактного мышления. В исследовательском творчестве человек черпает для себя увлечение, ищет всегда чего-то нового, неожиданного. А если бы все знания о мироздании были открыты людям в готовом виде, разве была бы тогда интересной научная деятельность? И кто расшифровал бы тогда язык научных символов, примененных в библейском описании мироздания? Да и на каком таком математическом языке Всевышний должен был бы открывать святому Моисею космологию, если человек сам по своему усмотрению выбирает язык математических обозначений, условно устанавливает единицы для измерения всех физических величин и т. д.

     Если бы в Св. Библии описывалось устройство мироздания, кто скажет, сколько миллионов или миллиардов книг тогда входило бы в ее состав? Но что лучше: стремиться познавать материальный мир (который и не познаешь до конца, и душу не напитаешь для вечности этими знаниями) или же познавать Того, Кто в совершенстве знает и этот мир, и нас самих, Кто все создал. Кто Один только может напитать бессмертную душу человеческую? Знать Бога, иметь общение с Ним, быть Его сынами - это бесконечно выше и ценнее, чем познать все глубинные тайны мироздания! И вот именно к такому богопознанию и богообщению и ведет нас Священное Писание.

     Люди неспособны понять, как Бог творил мир, ведь это непостижимое чудо для человеческого ума. Священное Писание открывает, что процесс творения осуществился сверхъестественным путем. Знание законов природы не даст ответа на вопрос, как Бог творил мир. В процессе творения действовало всемогущество Божие, а оно не имеет никаких ограничений. Если, например, Св. Библия говорит, что свет появился прежде солнца, в это надо непоколебимо верить. Тем более, что с точки зрения современной физики свет - это особый вид материи, частный случай электромагнитных волн, и для его возникновения необязательно иметь такой источник, как Солнце. Свет имеет немало удивительных свойств. ["Свет" излучается, поглащается и распространяется в виде частиц-квантов, названных фотонами. В пустоте фотон движется со скоростью приблизительно 300 000 км/сек. Он не может быть в состоянии покоя и не может изменять свою скорость. Свет имеет двойственную природу - и волновую, и корпускулярную.] Дивно его происхождение и при творении мира. Видимый свет в самой малой степени помогает людям представить тот неизреченный Свет, Который есть Бог.

Отрицание материи не обедняет жизни, а люди даже не заметят и не догадаются, от чего отказались. Цель отрицания материи заключается том, что атеистам больше нечем оправдывать и обосновывать свое “неверие”. Для Беркли существуют реальные столы, дома, площади, сады с растениями, реки и горы. С его точки зрения, не существует только материя. Если мир есть совокупность идей человека, как же быть с непрерывностью существования мира? Не перестают ли вещи существовать каждый раз, когда человек перестает их воспринимать? Для ответа на эти вопросы Беркли вновь прибегает к помощи Бога. Мир, когда него не воспринимает данный человек или другие люди, продолжает существовать в восприятии Бога; Вечный Дух своим воздействием на души людей вызывает появление в них восприятий и их чередование, в противном случае то, что называется природными объектами, существовало бы проблесками, скачками.

Рассел цитирует Рональда Нокса, шутливо излагающего теорию Беркли: Жил да был молодой человек, который сказал: “Богу должно показаться чрезвычайно забавным, Если он обнаружит, что это дерево Продолжает существовать Даже тогда, когда нет никого во дворе”. Ответ: “Дорогой сэр, ваше удивление странно: Я всегда во дворе, И вот почему дерево Будет существовать, Наблюдаемое Богом Вашим покорным Слугой”. Беркли – предшественник Маха Номинализм (согласно которому в объективной действительности общим понятием ничего не существует, и они – лишь имена единичных предметов; а наше познание соткано из конкретных индивидуальных ощущений и идей) и феноменализм (согласно которому человеческому познанию доступны лишь явления, например цвет, вкус, звук и т. п а сущность непознаваема) – это два гносеологических устоя, на которых держится и развивается проект Беркли.

И, все-таки, несмотря на то, что номинализм и феноменализм у Беркли исполняют апологетическую роль, в его философской системе они приводят к важным следствиям в плане философии физики.

законы природы Надеюсь, недалеко то время, когда ученые-эволюционисты наберутся смелости и назовут А оценивать нравственность законов природы занятие бесполезное и вредное - их надо изучать и соблюдать. Закон всемирного тяготения тоже безнравственен, особенно, по утрам после выходных и праздников...законами природы.

Ж. Разум и тело

«Между умом и телом существует тесная взаимозависимость. Когда одному плохо, страдает и другое. От состояния ума во многом зависит здоровье всего организма. Если на душе легко и свободно от сознания того, что ты поступаешь по правде и способствуешь счастью ближних, это сделает человека жизнерадостным, отразится на всем его организме, улучшится кровообращение и оздоровится все тело»

З. Врач–христианин

З. Врач–христианин

«Каждый практикующий врач, признает он это или нет, несет ответственность за души и тела больных. Господь ожидает от нас гораздо больше, чем мы зачастую для Него делаем. Каждый врач должен быть преданным Богу, умным евангельским миссионером, знакомым с небесным целебным средством для души, больной грехом, а также с наукой врачевания телесных болезней…

В самом определении Бога, есть и другие интересные логические нюансы.

Во время нового завета закон написан в сердце

Что упразднил Христос?

Пророческое предсказание о жертвоприношениях

Какие последствия для ветхозаветной системы жертвоприношений принесла Голгофа?

"И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос... И утвердит завет многих одна седмина, а в половине седьмины прекратится жертва и приношение" (Дан. 9:26,27).

Завершение системы жертвоприношений

Что своей смертью на кресте упразднил Христос?

"Истребив учением бывшее о нас рукописание [постановление, буквально: указ], которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту" (Кол. 2:14). "Упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей [буквально: закон заповедей постановления] учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем" (Еф. 2:15, 16).

Примечание. "Очевидно, что под "рукописанием указов" апостол Павел подразумевает церемониальный чакон" (Adam Clarke, Commentary).

"Иисус не принес с собой новый нравственный кодекс, Он не был вторым законодателем, подобно Моисею. Он был намного больше, и Его нравственное учение находится намного выше законов, данных Богом Израилю и записанных Моисеем. Он не столько стремился заложить в основание нравственной жизни людей какие-то скрупулезные правила и предписания, сколько донести до сердца каждого вечные принципы, следуя которым человек мог бы жить в гармонии с Божьей волей. Поэтому Христос так много проповедовал о мотивах и намерениях, которыми нам следует руководствоваться в своих повседневных поступках.

Иисус не объявил новые нравственные принципы и не сказал, что нравственное учение Ветхого Завета временно утратило свою силу. Церемониальный закон о жертвоприношениях в храме со смертью Христа потерял сдой смысл и стал ненужным. Что же касается нравственного закона - Десяти Заповедей, то их соблюдение до конца человеческой истории будет обязательным для всех христиан" (J. Philip Hyatt, "Gods Decrees for Moral Living", The Teacher [журнал христиан-баптистов], октябрь 1943г,).

О каких устоях церемониальной системы, указывавшей на грядущего Мессию, и, следовательно, прекратившейся со смертью Христа, говорит апостол Павел?

"Итак никто не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - во Христе" (Кол. 2:16, 17).

Примечание. То, за что апостол Павел призывает не осуждать христиан, является лишь "тенью будущего". Однако нужно понимать, что еженедельные субботы, данные человеку в Едемском саду, были не тенью чего-то в будущем, а вечным Божьим памятником Его творческой силы. Что же касается иудейских теневых суббот, о которых идет речь в этих текстах, о них вы можете прочитать в книге Левит 23:4-44.

На что указывали жертвы животных в церемониальной системе?

"Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними" (Евр. 10:1).

Какие события, в момент смерти Иисуса Христа на кресте, означали окончание системы жертвоприношений?

"Завеса в храме раздралась надвое,cвеpxy до низу; и земля потряслась" (Мф. 27:51).

Примечание. Этими сверхъестественными явлениями Бог провозгласил, что отныне человек может обращаться к Самому Богу, не прибегая к посреднической системе храмового служения.

Как об этом говорит апостол Павел?

"Сказав прежде, что ни жертвы, ни приношения, ни всесожжении, ни жертвы за грех, - которые приносятся по закону, - Ты не восхотел и не благоизволил, потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Отменяет первое, чтобы постановить второе" (Евр. 10:8, 9).

Примечание. Слово "первое" относится к символическому жертвоприношению, отмененному Христом, так как Его кровь - совершенная жертва - стала истинной и единственной жертвой, достаточной для искупления грехов людей. Продолжать приносить в жертву животных после Голгофской смерти Христа означало не признать жертву Агнца Божьего, на Которого указывали приносимые в жертву животные.

Как Иисус дал понять самарянке у колодца Иакова, что системе жертвоприношений наступает конец?

"Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу" (Ин:4:21).

Примечание. Центром иудейской обрядовой системы был храм "в Иерусалиме", самаряне же, в противоположность иудеям, поклонялись Богу на горе Геризим. Таким образом Иисус дал понять, что наступает время, когда вся прежняя религиозная система будет упразднена.

Церемониальный закон и Евангелие Иисуса Христа

Как апостолы успокоили христиан, обращенных из язычников?

"Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись" (Деян. 15:1).

"Некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали" (Деян. 15:24).

К какому решению пришли апостолы?

"Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите, соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы" (Деян. 15:28, 29).

Примечание. Вопрос, который рассматривался апостолами на совете в Иерусалиме, имел непосредственное отношение к "законам Моисеевым". Все христиане, как обращенные из язычников, так и из иудеев соблюдали седьмой день - субботу - и исполняли все остальные заповеди Божьего Закона. Об этом совершенно конкретно говорит апостол Иаков: "Кто соблюдает весь закон, но согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным но всем" (Иак. 2:JO).

В чем иудеи обвиняли Стефана, ссылаясь на Моисеев закон?

"И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место cue и на закон; ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычай, которые передал нам Моисей" (Деян. 6:13, 14).

Какое аналогичное обвинение было выдвинуто и против апостола Павла?

"Он учит людей чтить Бога не по закону" (Деян. 18:13).

Что сам Павел сказал о своей вере?

"Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему написанному в законе и пророках" (Деян. 24:14).

Примечание. Обвинения против Стефана и Павла основывались не на нарушении нравственного закона, а на устоях обрядового закона, и слова Павла об обвинении его в том, что "они называют ересью", лишь подтверждают, что его взгляды о необходимости и впредь соблюдать нравственный закон расходились со взглядами иудейских раввинов. Тот факт, что против учителей Евангелия выдвигались такие обвинения, свидетельствует нам, что апостолы не сомневались в том, что церемониальный закон был упразднен со смертью Христа.

Иисус и закон

Для чего нужен нравственный закон?

"Законом познается грех" (Рим. 3:20).

Примечание. Если бы нравственный закон был упразднен, то не было бы и греха. Но Христос во время Своего земного служения ни разу не нарушил ни одной из заповедей, утвердив свой закон навечно" (см. Рим. 3:31,8:1-3).

Как об этом же сказано в другом месте Священного Писания?

"Потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего" (Рим. 10:4).

Примечание. В Другом переводе, сделанном с сирийского языка, этот текст звучит так: "Ибо Мессия является целью закона к праведности всякого верующего". Указывая на грех. Закон Божий приводит грешника ко Христу. И тогда человек, взирая и принимая жертву, принесенную на Голгофе ради его спасения, очищается от всякого греха и нечестия (Рим. 7:7).

В каком месте Священного Писания слово "конец" употреблено с тем же значением, что и в Послании к Римлянам 10:4?

"Достигая наконец [буквально: конец] верою вашею спасения душ". (1 Петр. 1:9, см. также 1 Тим. 1:5; Иак. 5:11).

Примечание. Церемониальный закон имел лишь "тень будущих благ", символически представляя посредническое служение Иисуса Христа, нашего Великого Первосвященника. Нравственный закон, открывая человеку его грех, осуждает грешника и указывает на Христа как на источник прощения и очищения от греха. Земное служение Иисуса Христа и Его крестная смерть положили конец церемониальному закону, возвысив в то же время нравственный закон.

Что сказал Христос о своем отношении к закону и пророкам?

"Не думайте, что Я пришел нарушить закон ил и пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить" (Мф.5:17).

Примечание. "Обрядовый или церемониальный Моисеев закон, содержавший все предписания и постановления о жертвоприношениях и о служении в храме в ветхозаветное время, переданный сынам Израилевым через Моисея, имел временный характер, и с приходом Христа был упразднен... Но нравственный закон, содержавшийся в Десяти Заповедях, к исполнению которого неустанно призывали пророки Ветхого Завета, остался неизменным". Открыто или тайно "судящие закон" и говорящие, что он-де устарел, являются злейшими врагами Евангелия Иисуса Христа, ибо они учат людей нарушать... все Божьи заповеди и самоуверенно заявляют:

"Что сделал наш Господь с законом? Он отменил его. И нам теперь нужно только верить, потому что все заповеди утратили свое былое значение-" Что можно на это сказать?! "Отче! прости им, ибо не знают, что делают"" (John Wesley, "Upon Our Lords Sermon on the Mount, Discourse 5, Works, vol. 5 [1829ed.], pp. 311,317).

Закон Божий и Евангелие

Цель закона

Для чего был дан закон?

12. Везде и всегда спрашивай разрешение.
Проявляйте  уважение к чужой собственности, интеллектуальной и физической. В противном случае готовьтесь к расходу энергии на оправдания.

 Гуру Ар СантэмРекомендуем брать в работу не сразу все законы, а по одному, желательно – в порядке их представления в списке.
. Гуру Ар СантэмаДанные законы даются слушателям Школы Йоги


Евгения Арсентьева - фсертифицированный инструктор Йоги23 и Евгения Авраменко инструктор капоэйры  как быстро выбрать коврик дляйоги? 

Наверх